Мелитополь, 28 июля — ЗАН. Сегодня многие государственные и муниципальные услуги можно получить прямо из дома. Кроме того, благодаря современным технологиях можно заключать сделки, подавать заявления и проводить самые разные операции через интернет. Однако нельзя забывать о безопасности. Для того, чтобы комфортно и спокойно пользоваться всеми цифровыми возможностями, любой россиянин может выпустить свою электронную подпись. Разбираемся, как это сделать, и где применяются электронные подписи разных видов.

Что такое электронная подпись?

По сути, это цифровой аналог обычной подписи, которую человек ставит собственной рукой на бумаге. Она помогает идентифицировать человека без личного присутствия в отношениях с государством и бизнесом.

Какие бывают электронные подписи и чем они различаются?

Электронные подписи бывают трех видов, они отличаются друг от друга степенью защиты и областью применения.

Простая электронная подпись — это комбинация из логина, пароля и кода подтверждения. Получить ее очень просто — необходимо просто зарегистрироваться на необходимом сервисе (например, портале госуслуг, в приложении банка или в интернет-магазине). Такой подписи достаточно для получения большинства электронных услуг — как на Госуслугах, так и на других интернет-ресурсах.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) — это две уникальные последовательности символов, которые связаны между собой (ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи). Они создаются с помощью специальных средств шифрования и дают более серьезную защиту по сравнению с простой электронной подписью. С помощью УНЭП можно, например, подписывать договоры и заходить в личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы.

Обратите внимание! В случае с простой электронной подписью и УНЭП нужно также заключить соглашение о признании электронной подписи аналогом собственноручной — иначе подписанные с ее помощью документы не будут иметь юридической силы.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это полноценный цифровой аналог собственноручной подписи. Она представляет собой файл с зашифрованной информацией, которая подтверждает личность человека и подлинность подписанного документа. Такие файлы создают с помощью средств криптографической защиты информации, которые сертифицированы Федеральной службой безопасности (ФСБ). УКЭП позволяет подписывать любые документы, в том числе заявку на участие в торгах или исковое заявление в суд. Обычно ключ к этой подписи хранится на специальном USB-носителе.

Как получить цифровую подпись?

Все виды электронной подписи получаются по-разному. Чтобы создать простую электронную подпись, достаточно лишь зарегистрироваться на нужном сайте или в приложении. Ваши логин, пароль и код доступа и будут простой электронной подписью.

УНЭП можно получить в ближайшем МФЦ или, например, в личном кабинете налогоплательщика. При этом ключ такой подписи может храниться как на компьютере самого налогоплательщика, так и в защищенном облачном хранилище ФНС России. Во втором случае УНЭП будет доступна с любого устройства.

Еще один способ получить усиленную неквалифицированную электронную подпись — через приложение «Госключ». Для этого понадобится подтвержденная учетная запись на Госуслугах, указанные данные СНИЛС на том же портале и номер телефона, привязанный к Вашей учетной записи. Скачайте приложение в любом удобном магазине приложений, зарегистрируйтесь в нем и оформите сертификат УНЭП, следуя подсказкам на экране. После этого можно подписывать необходимые документы прямо в приложении.

Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров -их аккредитует Минцифры России, поэтому актуальный список расположен на сайте министерства (здесь). Другой вариант — снова обратиться к приложению «Госключ». Для этого понадобятся:

  • подтвержденная учетная запись на Госуслугах,
  • указанные данные СНИЛС и ИНН на том же портале,
  • номер телефона, привязанный к Вашей учетной записи,
  • действующий загранпаспорт РФ нового образца, устройство с NFC или подтвержденная биометрия.

После оформления УНЭП в приложении можно выпустить также сертификат УКЭП. Однако для этого необходимо подтвердить свою личностью с помощью загранпаспорта РФ нового образца и устройства с NFC либо своих биометрических данных.

Как проверить цифровую подпись?

Проверить подлинность УНЭП и УКЭП можно на специальных государственных сервисах. Если вы хотите перестраховаться, то для проверки неквалифицированной подписи переходите в этот сервис, а для проверки квалифицированной — в этот раздел.