Мелитополь, 12 апреля — ЗАН. Люди с древних времен обращали свои взоры в небо, пытаясь разгадать секреты мироздания. Но первым человеком, который поднялся над Землей и приблизил к себе Вселенную стал советский человек. 63 года назад в истории человечества открылась новая страница – корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту облетел Землю и совершил успешную посадку. Напоминанием об этом событии служит ежегодный День космонавтики. В преддверии памятной даты с  Запорожским агентством новостей поговорил  лётчик-космонавт Российской Федерации, 110-й космонавт России и 522-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» Андрей Борисенко.

Космонавт провел на борту МКС десятки различных экспериментов. Это и медико-биологические, вроде «Кальций» (изучение вымывания кальция из костной ткани на фрагментах человеческих костей) и «Биотрек» (исследование влияния радиационной обстановки на свойства бактерий и грибов), и технологические, как, например, «Контур-2» (отработка технологий управлениями находящимися на Земле роботами из космоса).

Сегодня он нам рассказал сколько готовят к полету в космос, опаздывают ли космонавты на работу, есть ли у них выходные, и были ли американцы на Луне.

Андрей Иванович, в советское время в детстве практически каждый мальчишка на вопрос, кем ты хочешь стать, отвечал – космонавтом. Кем хотели стать вы?

Ну я, мальчишкой, так и хотел. Во втором классе, мне было 9 лет, понял, что я хочу стать космонавтом – на экраны страны вышел фильм «Укрощение огня» и, собственно говоря, с просмотра той самой картины и начался мой интерес к этой профессии. И как оглядываюсь назад, я понимаю, что это было точка отсчета, и я целенаправленно шел к этой цели, если брать эту точку отчета, 30 лет.

Сейчас мы знаем о космическом туризме в США, в нашей стране, вот, в космос полетели кинематографисты, фильм снимали – минимальное время подготовки. Но лично вы к своему первому полету готовились около восьми лет?

- Ну, чуть поменьше, но да. На самом деле на подготовку профессионального космонавта для выполнения первого космического полета требуется порядка 5-6 лет, но опять же – это самый-самым минимум.

А чему нужно научиться на протяжении такого длительного периода жизни?

Нужно научиться всему, что потребуется профессиональному космонавту в космосе.

Не касаясь военной тайны, скажите, какие задачи вы выполняли там, наверху? Вот, мы видим репортажах – вы там парите в невесомости на борту корабля. Но чем можно заняться в столь органичном пространстве?

Ну, наверное, это очень сложно рассказать быстро и на пальцах, это достаточно серьезная, долгая тема. Скажу коротко, что мы выполняем основные задачи полетов – это выполнение научной программы. Собственно говоря, мы этим и занимаемся, выполняем на научной аппаратуре различные эксперименты в совершенно различных направлениях – и технических, и медико-биологических, и по программе зондирования Земли и много-много чего еще.

Есть у вас там выходные, опоздания на работу, цейтноты, сжатые сроки?

Ну, опоздать на работу, когда у тебя от каюты до рабочего места два метра, наверное, проблематично даже очень неорганизованному человеку, а космонавты все организованные, поэтому, конечно, на работу на борту никто не опаздывает. А выходные: да, конечно, выходные тоже номинально есть, суббота и воскресенье – выходные. Но, конечно, мы туда все-таки летаем не отдыхать, а работать, поэтому реально из этих выходных свободного времени, наверное, остается, примерно несколько часов в субботу, ну и где-то полдня в воскресенье, никак не больше. Все остальное – это работа, либо подготовка к работе, на следующую неделю.

Наша космическая отрасль переживала разные периоды развития. И вот вы еще до полета в космос работали в центре управления полетами и были в составе команды специалистов, которые сводили с дистанции орбитальную станцию «Мир», которая около 15 лет находилась на околоземной орбите под управлением наших ученых.Это же была целая эпоха, с какими чувствами вы ее затапливали в океане, не было ли ощущения, что все – закончилось эпоха?

Нет, ощущения такого не было, потому что мы в этот момент уже начали развертывать международно-космическую станцию, был запущен первый модуль МКС, поэтому естественно такого ощущения не было. Было понимание, что заканчивается одна эпоха, начинается следующий эпоха. Но безусловно эмоции были очень сильные, потому что эта станция была нам уже, может, как родной человек, мы отдавали ей все свои знания, все свои силы, и сведение ее с орбиты не могли никого оставить равнодушным. Но нужно понимать, что станция была в таком техническом состоянии, что ее обязательно надо было, буквально срочно, сводить с орбиты, у нас это получилось успешно, мы ее затопили в заданном районе Тихого океана, все прошло как и должно было пройти.

А расскажите, какой вы впервые увидели Землю из космоса, какие были впечатления, какие мысли?

Самая главная мысль, наверное, была такая: какая же красивая наша планета! Действительно, планета очень-очень красивая. Но человеческий глаз гораздо лучше воспринимает вот этот свет, чем любая фототехника, поэтому, к сожалению, то, что мы привозим на Землю или отправляем на Землю по каналам связи – оно не полностью, не в полном объеме, придает то, что увидит человеческий глаз наверху.

То есть, чтобы увидеть эту красоту, нужно только подняться в космос?

Нужно летать в космос, да, совершенно верно. Именно так на сегодняшний момент.

Сейчас ряд стран Евросоюза пытаются изолировать Россию за ее внешнюю политику. Ну и, глядя на нашу страну из космоса, чтобы вы хотели сказать этим недружественным деятелям?

Но, наверное, коротко, без использования ненужных слов, я бы сказал: «Ничего у вас, ребята, не получится!».

10 апреля в Музее космонавтики и ракетной техники имени Глушко состоялось интересное мероприятие – привезли новый экспонат. И в фоторепортаже события я увидел вас. Расскажите, собственно, что произошло?

А этим новым экспонатом являлся мой спускаемый аппарат, на котором я выполнил второй космический полет, и на котором вернулся на Землю, как раз 10 апреля.

Где вы его хранили  все это время?

Он, как и положено, хранился в ракетно-космической корпорации «Энергия», где находятся все спускаемые аппараты на ответственном хранении. Были высказаны просьбы из различных структур из Санкт-Петербурга, из музея, они были подержаны губернатором Санкт-Петербурга и поэтому было принято такое решение.

Приятно было передать в музей собственной летательной аппарат?

Конечно, приятно, очень приятно. Санкт-Петербург — это мой родной город, я здесь родился, здесь родилась моя мечта полететь в космос, я готов идти этой дорогой до конца. Безусловно, для меня это была очень большая честь, что мой спускаемый аппарат привезли в Санкт-Петербург. Ну, и потом я его все-таки рассматриваю, как такой своеобразный творческий отчет перед родным городом за те годы, которые у меня прошли.

Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в день профессионального праздника: и опытным космонавтам, и только готовящимся к своему первому полету?

Чтобы у тех, кто готовится к первому полету, все сложилось штатно, и они обязательно полетели бы в космос. А тем коллегам, у кого уже есть опыт космических полетов, и которые тоже готовятся, я просто хочу пожелать удачи, и, конечно, новых штатных космических полетов!

А землянам что хотите сказать, всем нам – обитателям этой планеты?

Землянам я хотел бы посоветовать почаще поднимать голову вверх, к звездам, таким манящим, красивым, к тому звездному морю, где находится наша Земля.

Есть профессии, в которых бывших не бывает. А как с этим обстоит в космонавтике?

Космос никого не отпускает, и все, что было пережито с нами во время космических полетов, во время подготовки, остается с нами на всю жизнь. В этом смысле бывших космонавтов не бывает.

Скажите, американцы высаживались на Луну?

Вы знаете, я по образованию являюсь инженером-ракетчиком, окончил Балтийский государственный технический университет, и могу сказать так, что с момента начала учебы и заканчивая работой в ЦУП (центр управления полетами) и подготовками полетов в космос, за все это время ни разу не возникло ни одной причины, по которой я мог бы усомниться в этом. Мне очень хотелось бы, чтобы первым ступили бы на Луну наши люди. Но у меня пока нет причин сомневаться, что это были американские коллеги.

Я хочу от имени детей из Запорожской области поблагодарить за то, что при вашей поддержке у нас на протяжении практически целого года проходил конкурс рисунков под названием «Наши мечты летят в космос». Было за этот период нарисовано около тысячи рисунков со всех уголков нашей области, включая прифронтовые территории. Благодаря этому конкурсу мы узнали, о чем они мечтают наши дети, за это мы вас благодарим.

Дети — это наше будущие, будущее нашей Великой страны. Мы должны все делать, чтобы это будущее было великим.

Разрешите от имени Запорожского агентства новостей, от имени жителей нашей области, поздравить вас с профессиональным праздником, Днем космонавтики. И до встречи.

Спасибо. До встречи. До свидания. Удачи вам.